Scrum. Определение и роли

Это первая часть из серии статей про Scrum



Доброго времени суток.

В этой статье мы начнем погружение в скрам, в котором расскажем об основных особенностях Scrum и ролях внутри команды.

Начнем с самого начала, с того, что такое Scrum и чем работа по нему поможет запуску или улучшению проекта.

Собственно, Scrum — это некий фреймворк — набор инструментов для гибкой разработки. Он не дает ответов на все вопросы, но, следуя правилам фреймворка, можно быстро поставлять ценности в разрабатываемый продукт.

Особенности

Есть 3 основных «фич», которые нужно осознать:

  • Легкий
  • Понятный
  • Трудный в понимании
    (да-да, я не ошибся, именно так)

Трудности в понимании возникают, когда начинаешь переводить команду на работу по правилам Scrum, если это твой первый опыт. 
Давайте начнем…

Основы Scrum

Первое, о чем стоит рассказать — это о ролях. Их всего 3:

  • Scrum master (скрам мастер)
  • Product owner (владелец продукта)
  • Team (команда)

Давай подробнее разберем роли.

Scrum-master

Scrum-master (Скрам мастер) — отвечает за успех внедрения скрама. Основная функция — это осуществление связи между требованиями бизнеса и командой разработки. Ему «прилетают» требования бизнеса (от Product Owner), а он в свою очередь доносит цель этого требования до команды, переводя их на технический язык. Scrum-мастером, как правило, становится Team Lead или менеджер проекта. Однако, по опыту можно сказать, что это должен быть человек из разработки и обладать лидерскими качествами. 

Функции скрам-мастера:

  • Организация ежедневных встреч (митингов), выступает на них в качестве фасилитатора (обеспечение групповой коммуникации)
  • Обеспечивает соблюдение практик фреймворка
  • Устраняет препятствия
  • Обучает и мотивирует команду
  • Повышает эффективность работы
  • В обязанности входит «спорить с Product Owner» =)
  • Следит за исполнением Sprint Backlog

Product Owner:

Product Owner (Владелец продукта) — эта роль является связующим звеном между менеджментом компании и скрам мастером, по сути, с командой. Задачей «PO» является увеличение ценности продукта.

Функции Product Owner:

  • Составляет гипотезы для тестирования и внедрением их в продукт
  • Управление ожиданиями заказчика (в роли заказчика может быть как один человек, так и группа лиц)
  • Ведет Product Backlog
  • Определяет Definition of Done (критерии приемки) в конце каждого спринта (итерации)
  • Взаимодействует с командой и с заказчиком

Team

Team (команда) — группа специалистов, выполняющих работу над продуктом. В скраме команда — это самоорганизующаяся единица, которая берет на себя ответственность за выполнение определенного (ими) объема работ на Спринт перед Product Owner.

Функции команды:

  • Отвечает за оценку задач в Backlog
  • Разработка ПО
  • Отслеживает процесс, выявляет блокеры

В документе The Scrum Guide, описанном авторами фреймворка, команда должна иметь следующие характеристики:

  1. Отсутствие иерархии для достижения самоорганизации команды. Никто не должен указывать команде, как преобразовывать Backlog в продукт, включая Product Owner и Scrum master.
  2. Команда должна иметь все необходимые компетенции для выпуска работающего продукта
  3. Размер команды должен быть оптимальным для эффективного взаимодействия внутри нее. Рекомендуемый размер — 7 человек, +- 2. 
    Дело в том, что большая команда требует слишком много ресурсов на коммуникации, в то время как небольшая команда повышает риски (из-за возможного отсутствия нужных скиллов) и снижают количество выполняемых задач в единицу времени. Поэтому следует уделить большое внимание формированию команды.
  4. В скраме нет виноватых. За выполненные или невыполненные задачи ответственность лежит на всех членах команды. Не ищете виноватых, ищете способ избежать этого в будущем.

Пишите вопросы и замечания в комментариях. Будем вместе разбираться и корректировать материал

No tags for this post.

Leave a Reply